You are viewing american_gangst

Previous Entry | Next Entry

Музыка 20-х годов: джаз, джаз и еще раз джаз!

“Комбинация нервозности, беззакония, примитивного и дикого анимализма и разврата”. Как вам такое определение? Оно было дано более консервативным поколением, считавшим джаз декадентским явлением. Однако, несмотря на такие оценки, джаз пришел к своему расцвету в 20-е годы и определил не только музыкальную моду, но и стиль жизни того времени в целом.



Джаз был музыкой 20-х: громкой и синкопированной. Это была эра джаза!
Вызывающий массу споров, джаз стал первым вкладом Америки в музыку мира. Многие музыканты   были представителями Гарлемского Ренессанса (культурное движение, период расцвета афроамериканской культуры в 1920-е—1930-е годы), но белые американцы также проявляли большую активность.

Итак, что же такое джаз?
По определению Википедии, джаз – это музыкальная традиция и стиль музыки, образовавшийся в результате слияния африканских и европейских музыкальных традиций в начале 20-го века в афроамериканских сообществах на юге Соединенных Штатов. Его западно-африканское происхождение находит подтверждение в блюзовых и свинговых нотах, импровизации, полиритмии и синкопах. Предшественниками джаза являются блюз и регтайм. Само слово “джаз” появилось как сленговый термин западного побережья и в отношении музыки впервые использовалось в Чикаго примерно в 1915 г.



Африканская музыка прибыла в Америку вместе с черными рабами. По сути, у них не было ничего, кроме музыки и танцев. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда. В определенное время американским рабам разрешалось устраивать фестивали африканской музыки и танцевальные праздники. Наиболее известные фестивали проводились в Новом Орлеане. Со временем африканские музыкальные традиции стали испытывать влияние европейской музыки (протестантского хорала, военных маршей, танцевальной музыки, оперных арий) и к началу XIX века американские негры создали музыку нового типа, которая представляла собой сплав африканской и европейской музыкальных культур. Эта музыка включала много разновидностей: трудовые песни, спиричуэл, филд-край, стрит-край и другие. Наряду с этим, на основе негритянского фольклора создаются два новых жанра: блюз и регтайм, которые сыграли решающую роль в появлении джаза.

Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки. А Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.

Джаз не был только музыкой, джаз был стилем жизни, который нравился многим. Чуждый формальностям, бескомпромиссный, страстный и несомненно урбанистичный, джаз аппелировал ко многим молодым девушкам и парням, которые надеялись таким образом отключиться от монотоной рутины сельской Америки.

Существуют разные мнения относительно того, где зародился джаз. Но в контексте нашего сообщества, эти споры не имеют большого значения. Однозначно можно утверждать, что крупнейшим центром джазовой музыки в США стал Новый Орлеан. Большую роль в жизни города играла музыка. Это объясняется прежде всего тем, что в Америке XVIII—XIX вв. важной частью жизни общества были танцы. В Новом Орлеане увлечение танцами приняло невероятный размах. Десятки различных ансамблей ежедневно выступали на танцевальных вечерах. Они исполняли польки, кадрили, мазурки и другие популярные танцевальные стили. Оркестры были востребованы не только на танцах, они играли на вечеринках, спортивных соревнованиях, в парках, на свадьбах и похоронах. В городе было несколько крупных театров, где выступали симфонические оркестры и оперные труппы. Основу их репертуара составляли европейская музыка и драма. В театрах также звучала и музыка менестрелей или, как ее называли, «музыка плантаций», написанная белыми и черными авторами.



В Новом Орлеане сложилось процветающее сообщество свободных людей — цветных креолов (людей со смешанной кровью), которые вели свою родословную от светлокожих потомков французских и испанских колонистов. Многие из них были освобождены намного раньше отмены рабства на Юге. Они вели изолированный от негров образ жизни. Даже после гражданской войны цветные креолы не связывались с черным обществом. Они говорили на французском языке, поддерживали контакты с европейскими поселенцами и, вообще, придерживались своего привилегированного промежуточного социального положения. Однако в 1894 г. принимается закон, согласно которому каждый, кто имел чотя бы каплю негритянской крови, объявлялся негром. Это означало, что цветные креолы были приравнены к неграм, которых они считали неграмотными и грубыми людьми. Старшее поколение креолов стремилось сохранить дистанцию, которая отделяла их от негров, но молодое поколение воспринимало дискриминационные законы, как неизбежный фактор их жизни.

В Новом Орлеане было много ансамблей, состоявших из цветных креолов, которые играли марши и танцевальную музыку. Однако вскоре они были вынуждены конкурировать с другой группой ансамблей, в основном негритянских, исполнявших регтаймы и блюзы. Эти ансамбли работали в районе, получившем название черный Сторивилл. Район Сторивилл возник в 1899 г., куда городские власти собрали все публичные дома города. В Новом Орлеане было два Сторивилла. Один для белых, другой для черных. Именно в черном Сторивилле в начале XX в. и началась «джазовая лихорадка».
К концу XIX в. Новый Орлеан был самым многонациональным и музыкальным городом Нового Света. Музыка всех типов пропитывала жизнь новоорлеанского общества и находила восприимчивую аудиторию. Имелись все составные элементы, необходимые для возникновения джаза. Решающий вклад в его появление внесли темнокожие исполнители. Однако джаз не замкнулся в рамках негритянского общества и был с энтузиазмом принят всеми музыкантами, независимо от цвета их кожи.

Распространение джаза началось после закрытия Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением. Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда.

Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.


26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка. Это был композиция  "Livery Stable Blues" джазового коллектива «Original Dixieland Jazz Band».


В 20-30-е годы Чикаго и Нью-Йорк стали “рассадниками” джаза. Связано это с именами великих мастеров джаза Луи Армстронга, Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки. Джазовые квартеты формировались по всей стране, там где молодые люди собирались, чтобы прослушать новые записи. В газетах писали, что “рано или поздно, мода будет определяться джазом”. Джаз был больше чем музыкальный стиль, джаз сам был стилем. Эра джаза проходила не только в городах. Этот феномен имел место также в мелких городках, где девушки и парни курили, пили алкоголь, гоняли на машинах и целовались на задних сиденьях. Джаз играли в танцзалах и speakeasies по всей стране. Тем временем радио и фонографические записи - американцы раскупили 100 миллионов пластинок только в 1927 - приносили джаз в такие отадленные места, куда не мог добраться ни один оркестр. И сама музыка стала меняться - бьющая через край, коллективная музыка все более делала упор на инновации необычайно одаренных индивидуальных исполнителей. Импровизирующие солисты, в поиске своих собственных голосов, рассказывающие свои собственные истории, занимали центральные места на сцене.

С самого начала своей истории джаз породил большое разнообразие поджанров: диксиленд, бибоп, биг-бэнд и др.
Диксиленд – название джазовых ансамблей, состоящих из белых исполнителей, подражающих традиционным негритянским коллективам и играющим джаз в новоорлеанском стиле. Диксиленд буквально означает “страна Дикси”, а Дикси – разговорное обозначение юга США.



Бибоп – стиль, сложившийся в 40-х, характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной «музыке для музыкантов», более основанной на ритме.



Основой джаза в 30-40-е годы стали биг-бенды. Оркестры возглавляли Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция.


_____________________________________________________________________________________________________
В заключении хочу сказать, что о джазе написано много книг и статей, и конечно нереально в одном посте рассказать обо всех сторонах и явлениях этого направления, поэтому я ограничилась общими вопросами, поскольку не хотела делать многокилометровую запись. :) О каждом джазовом музыканте можно рассказывать отдельно и много, но я думаю в одном из следующих постов коротко написать о самых известных музыкантах, о самых популярных композициях, а также отдельно о женщинах в джазе и танцевальных направлениях. Приветствую любые комментарии, если вам интересно что-то определенное, напишите в комментариях, и я постараюсь рассмотреть эти вопросы в следующих записях.
Спасибо за внимание!
______________________________________________________________________________________________________

В этом посте использованы материалы с сайтов:
http://jazz-jazz.ru/
http://www.angelfire.com/
http://www.jazzportal.ru
http://www.1920-30.com

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
ya_inemnogo_vas
May. 10th, 2011 06:42 am (UTC)
Спасибо за содержательный рассказ, но,умоляю, уберите под кат, растянуло всю ленту.
tamarillys
May. 10th, 2011 09:07 am (UTC)
Я очень извиняюсь, мне показалось, что я убрала сразу...Спасибо, что прочитали! :)
ya_inemnogo_vas
May. 10th, 2011 09:18 am (UTC)
ничего страшного, случаются глюки)

еще раз спасибо.
woozrael
May. 10th, 2011 08:28 am (UTC)
Представить себе ту эпоху без джаза по-моему просто невозможно ))
Спасибо за рассказ!
tamarillys
May. 10th, 2011 09:08 am (UTC)
Спасибо! :)
dobizha
May. 10th, 2011 02:12 pm (UTC)
"Комбинация нервозности, беззакония, примитивного и дикого анимализма и разврата"

А названия композиций какие встречались? "Я зверею от моей штуковины" - само название уже песня :)
tamarillys
May. 11th, 2011 11:00 am (UTC)
:)))))))) Да, "зверею" - очень подходящее слово!
red_fregl
May. 10th, 2011 06:19 pm (UTC)
отличный пост! спасибо!
tamarillys
May. 11th, 2011 11:01 am (UTC)
Спасибо! :)
(Deleted comment)
tamarillys
May. 11th, 2011 11:01 am (UTC)
Спасибо Вам! :)
dee_dee_creamer
May. 10th, 2011 10:57 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
tamarillys
May. 11th, 2011 11:01 am (UTC)
Спасибо! :)
( 12 comments — Leave a comment )